Пожалуй, если не самый главный, то один из важнейших вопросов в христианстве, т.к. оно основано именно на личности Иисуса Христа, что видно даже из названия. Многие религии и псевдохристианские деноминации признают Иисуса Христа как исторически значимую личность, в лучшем случае, как пророка, но при этом ставят Его на один уровень с другими выдающимися религиозными деятелями. Только Христианство выделяет Иисуса Христа как абсолютно уникальную личность, статус которой неимоверно выше всех когда-либо живших или живущих существ. Только Христианство признает Иисуса Христа как Богочеловека и единственного посредника между людьми и Богом.
Мы, христиане, верим, что
- Иисус Христос на 100% является Богом;
- Иисус Христос на 100% является человеком;
- Только через Иисуса Христа люди могут прийти к Богу.
Даже малейшее искажение, смягчение или неправильное понимание данных качеств личности Иисуса Христа уводит в сторону от истинного Библейского вероучения. По этой причине рассмотрим три данных постулата во свете Священного Писания более детально.
Иисус Христос на 100% является Богом.
Для начала, разберем, какими качествами обладает Бог.
«Я есмь Сущий» (книга Исход 3:14)
Бог не имеет начала, существовал всегда, Он вечный.
«Господня земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней, ибо Он основал ее на морях и на реках утвердил ее.» (Псалом 23:1-2)
Бог является Творцом всего существующего мира.
«Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось, говорю: Мой совет состоится, и все, что Мне угодно, Я сделаю.» (книга пророка Исаии 46:10).
Бог всезнающий и всемогущий.
«Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо — Ты там; сойду ли в преисподнюю — и там Ты.» (Псалом 138:7-8)
Бог вездесущ.
А теперь посмотрим, что в Священном Писании сказано об Иисусе.
«Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира.» (книга пророка Исаии 9:6) «Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных.» (книга пророка Михея 5:2)
Еще задолго до рождения Иисуса через пророков было предсказано, что Христос (т.е. Спаситель) является всемогущим вечным Богом.
«Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь.» (Евангелие от Иоанна 8:58)
Как видим, Иисус не просто сказал «я был раньше Авраама» или «я появился раньше Авраама», Он использовал тоже необычное словосочетание, которое написано в книге Исход 3:14. Этим Он абсолютно недвусмысленно заявил о своей вечной Божественной природе.
«Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.» (Евангелие от Иоанна 1:3) «ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано» (Послание Апостола Павла к Колоссянам 1:16)
Иисус Христос является творцом всего существующего мира.
«ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них.» (Евангелие от Матфея 18:20)
Иисус так же Вездесущ.
«Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу;» (Послание Апостола Павла к Филиппийцам 2:6) «ибо в Нем обитает вся полнота Божества» (Послание Апостола Павла к Колоссянам 2:9)
Иисус не только обладает всеми атрибутами Бога, но является Божеством в высшей степени, т.е. равным Богу Отцу.
«Я и Отец — одно» (Евангелие от Иоанна 10:30) «Видевший Меня видел Отца… Я в Отце и Отец во Мне» (Евангелие от Иоанна 14:9-10)
Иисус Христос по силе и могуществу не просто равен Богу Отцу — по своей Божественной сущности Отец и Сын полностью идентичны и едины.
Иисус Христос на 100% является человеком.
Еще в Эдемском саду Бог предсказал, что сатану победит «семя Евы», т.е. потомок первых людей (Бытие 3:15). В Бытие 22:18 описывается пророчество о том, что Спаситель мира будет потомком Авраама. Пророк Исаия в начале 11 главы называет будущего мессию «отрасль от корня Иессеева», т.е. потомком царя Давида. Уже в Новом Завете Евангелисты Матфей и Лука описывают родословную Иисуса, подчеркивая тем самым, что в Нем исполнились эти Ветхозаветные пророчества. Лука также очень подробно и в деталях описывает рождение Иисуса Христа. Из этого описания видно, что все, кроме непорочного зачатия, физиологически ничем не отличалось от обычных человеческих беременности и родов. На восьмой день младенцу сделали обрезание, как делали всем еврейским мальчикам. (Евангелие от Луки 2 глава). Далее почти 30 лет жизни Иисуса Христа описаны несколькими фразами.
«Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем», «и был в повиновении у них[родителей]… Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков.» (Евангелие от Луки 2:40, 51-52)
Иисус рос обычным еврейским мальчиком в послушании у своих земных родителей.
«не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда? и сестры Его не все ли между нами? откуда же у Него всё это? И соблазнялись о Нем» (Евангелие от Матфея 13:55-57)
До начала своего служения Иисус не просто «был в послушании», но и полноценно работал, освоив профессию плотника. Да и вся Его семья была настолько обычной, что соседи, услышав проповедь Христа, не верили своим ушам и не могли понять «откуда же у Него всё это?».
После крещения и сошествия Святого Духа, во время своего трехлетнего земного служения Иисус по-прежнему оставался человеком. Он сам себя постоянно называл «сын Человеческий» (Евангелие от Матфея 8:20, 20:18), что дословно с арамейского значит «сын Адама». Он, как и мы, нуждался в еде и питье (Евангелие от Матфея 4:2), сне и отдыхе (Евангелие от Марка 4:38), чувствовал боль (книга пророка Исаии 53:3). Иисус Христос был на 100% человеком не только физически, но и эмоционально. Он испытывал чувство жалости (Евангелие от Матфея 14:14), сострадал и плакал (Евангелие от Иоанна 11:35 и Евангелие от Луки 19:41), гневался (Евангелие от Марка 3:5), испытывал скорбь и страдания (книга пророка Исаии 53:3), угнетение (Евангелие от Марка 14:34).
«И, выйдя, пошел по обыкновению на гору Елеонскую… Придя же на место… преклонив колени, молился» (Евангелие от Луки 22:39-41)
Иисус Христос постоянно испытывал духовную нужду в общении с Богом, поэтому регулярно и много молился!
Священное писание подчеркивает важную деталь: после смерти, воскресения, преображения и вознесения на небо Иисус Христос по-прежнему остается человеком. И вернется на землю Он таким же:
«ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его». (Евангелие от Матфея 16:27).
Также стоит подчеркнуть, что Иисус, от рождения до смерти прожив полноценную человеческую жизнь, ни на мгновение не переставал быть Богом. Как такое возможно – быть абсолютным Богом и в то же время полноценным человеком – умом невозможно понять.
«И беспрекословно — великая благочестия тайна: Бог явился во плоти» (1-ое послание Апостола Павла к Тимофею 3:16)
Священное Писание лишь приоткрывает некоторые детали: уже в 12 лет Иисус обладал мудростью, удивлявшей окружающих (Евангелие от Луки 2:47), исцелял больных и прощал им грехи (Евангелие от Марка 2:1-12), малое количество еды превращал в пир для целой толпы и ходил по воде (Евангелие от Марка 6:37-51), воскрешал мертвых (Евангелие от Иоанна 11:43-44). Иисус Христос мог в любой момент прекратить свои страдания (Евангелие от Матфея 26:51-54), но не сделал этого, желая исполнить волю Своего Небесного Отца (Евангелие от Луки 22:42).
Заметим, что прошел Он этот тяжелый путь не по принуждению, а по личной инициативе:
«но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.» (Послание Апостола Павла к Филиппийцам 2:7-8).
Только через Иисуса Христа люди могут прийти к Богу.
В этом вопросе Библейское учение весьма ясно и категорично. Еще в Ветхозаветных пророчествах сказано, что сатану победит и спасет все человечество от греха «семя», «потомок», «мессия» (нет даже намека на «семена», «потомки», несколько мессий или пророков). А в контексте самих пророчеств и вовсе очевидно – речь о конкретном Богочеловеке, Иисусе Христе. Наиболее яркое из этих пророчеств записано в книге пророка Исаии 53 глава. В этой главе настолько детально описана личность мессии, что сомнений «о ком идет речь?» не возникает даже у скептически настроенных читателей.
Сам Иисус подтверждает, что все Ветхозаветные пророчества говорят о Нем (Евангелие от Луки 24:25-27). Более того, он указывает на то, что других вариантов вовсе нет!
«Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня.» (Евангелие от Иоанна 14:6).
Так же Иисус указывает на то, что «нейтральным» остаться не получится:
«Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия.» (Евангелие от Иоанна 3:18).
Подобные слова Иисуса есть и в Евангелии от Матфея 10:32-33:
«Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным.»
Так же и апостолы неоднократно указывают на единственный путь спасения. Одна из первых проповедей Апостола Петра:
«Он есть камень, пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись.» (Книга Деяний Апостолов 4:11-12)
То же пишет Апостол Павел:
«Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех.» (1-ое послание Апостола Павла к Тимофею 2:5-6).
Наивысшее предназначение человеческой жизни – знать Бога и познавать Его откровение о Себе (Притч 9:10). Именно поэтому Иисус и пришел в мир – чтобы мы познали Бога (Иоан 17:3). Господь Иисус в первосвященнической молитве Иоанна 17:3 говорит о цели Своего пришествия: Он пришел, чтобы дать вечную жизнь, а «сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога». Однако познание Бога – это не только предназначение человека, но и наибольшее желание Бога. В книге Осии 6:6 Господь говорит:
«Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений».
Более всех внешних дел Бог желает, чтобы мы познавали Его. Человеку следует познавать Бога, и Богу это угодно, потому что в этом и заключается смысл жизни.
Но прежде чем приступить к изучению того, что говорит нам Библия о Боге, о Его сущности и бытии, мы должны поступить так, как поступил Моисей, когда подошел к пылающему кусту:
«Не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (Исх. 3:5).
Древние иудеи никогда не произносили имя Иегова. Они были настолько преисполнены чувства страха и благоговения перед Богом, им настолько было открыто Его величие, что они даже не осмеливались произносить Его имя. И мы точно также должны приближаться к Богу «с благоговением и страхом, потому что Бог наш есть огонь поядающий» (Евр. 12:28, 29).
Важно отметить, что Бога нельзя представлять, как некую слепую Силу. Бог есть Личность, и, как Личность, Он действует и открывает Себя. Именно посредством имен Бог открывается нам и сообщает чудесную истину о Себе. Каждое из имен, приведенных в Писании, сообщает нам нечто особенное о Боге и передает определенные истины о Нем и о Его Личности.
Прежде всего, возьмем имя Эль, которое значит «быть первым», «быть верховным» или «быть сильным и могущественным». Следующее имя - Элохим - является формой множественного числа предыдущего имени. Это имя передает идею о том, что Бог - это Тот, Кого следует бояться, всемогущий Бог. Это имя Бог обычно применяет, когда говорит о Самом Себе в контексте творения. Следующее имя - Эллион, что значит «высший» и «превознесенный» из людей и правителей Пс.95:3; Пс96:5; Быт.33:10; Исх.7:1; Суд.5:8; Исх.21:6; Исх.22:8-10; Пс.82:2.
Далее обратим внимание на великое имя Адонай (Быт.15:2). Это имя указывает на Бога как Всемогущего Господа и Правителя, Которому все подчинено и по отношению к Которому все люди являются рабами. Под этим именем Бог часто являлся сынам Израиля.
Шаддай и Эль-Шаддай. Имя Шаддай происходит от слова «шадад», которое означает могущественный и указывает на то, что Бог обладает всей властью на небесах и на земле. Это имя отличается от «Элохим» тем, что Бог рассматривается как Личность, которой подчиняются все силы природы. Оно показывает власть Бога над стихиями, над природой и творением. Хотя это имя подчеркивает величие Бога, оно не представляет Его как объект страха и ужаса, но как источник благословения и комфорта. Оно особо подчеркивает Божье господство над всем сущим, которое несет благодать и милость и служит во благо людям. Например, Бог управляет ветром, дождем и снегом, чтобы мы имели пищу. Вот что значит имя Шаддай. Это имя, с которым Бог явился Аврааму (Исх. 6:3).
Но самым важным и значительным для нас является великое имя Яхве (в тексте Синодального перевода БиблииИегова). Это особенное имя, которое открывает нам Господа как Бога благодати. У евреев это имя всегда считалось самым священным и самым сокровенным именем Бога, которое нельзя было произносить. Посредством этого имени Бог открывает истину о Себе: «Я есмь сущий». Можно и по-другому перевести это имя: «Я всегда буду» (Исх. 3:14). Имя Иегова, таким образом, указывает на неизменность Бога, которая особенно выражается в Его отношениях со Своим народом, Его верности Своим заветам.
Но вы обнаружите в Писании, что к этому великому имени Иегова очень часто добавляются различные уточнения. Например, имя Иегова Саваоф (Господь Саваоф) - «Господь сил» (1 Цар. 1:3). Большинство комментаторов полагают, что имя Иегова Саваоф (Господь сил) - это Господь ангелов. Он есть Всемогущий, безначальный Бог, являющийся Господом всего воинства ангелов.
Далее назовем великое имя Иегова-ире, под которым Бог открылся Аврааму, когда тот собирался принести в жертву своего сына Исаака. Жертва - овен - была найдена в чаще, и Авраам произнес имя Иегова-ире - «Господь усмотрит» (Быт. 22:14).
Далее, сразу же после Исхода, Бог открыл Свое имя Моисею: Иегова-рофех- «Господь целитель». Сделав горькие воды Мерры сладкими, Бог сказал народу:
«Если ты будешь слушаться гласа Господа, Бога твоего, и делать угодное пред очами Его, и внимать заповедям Его, и соблюдать все уставы Его, то не наведу на тебя ни одной из болезней, которые навел Я на Египет, ибо Я Господь, целитель твой» (Исх. 15:26).
Следующее имя Иегова Huccu - «Господь знамя мое». Сыны Израилевы сражались с врагом, и Бог напомнил им, что Он с ними и не оставит их. Он будет их знаменем, под которым они смогут побеждать (Исх. 17:15).
Далее обратим внимание на имя Иегова Шалом, под которым Бог открылся Гедеону (Суд. 6:24). Это имя значит «Господь посылает мир», «Господь мир».
Следующее прекрасное имя мы встречаем в Пс. 22 Господь - Пастырь мой - Иегова-роех. «Господь - Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться». В Иер.23:6 вы найдете имя Иегова-цыдкену - «Господь - оправдание наше». Во многих переводах Библии оно написано с большой буквы: Господь - Оправдание наше.
Итак, мы видим, что каждое из названных имен имеет великое и прекрасное значение, которое несет радость и утешение.
Теперь приступим к рассмотрению некоторых атрибутов Бога. Под атрибутами мы понимаем определенные совершенства Бога или, другими словами, определенные достоинства Бога. Апостол Петр говорит в своем Первом послании:
«...дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Пет. 2:9).
Быть христианином - значит возвещать атрибуты Бога, Его достоинства и совершенства. Изучение Божьих атрибутов позволяет нам иметь некоторое понимание личности Бога. Хотя некоторые истины о Боге превосходят границы нашего разумения, наше понимание Бога должно быть как можно ближе к истинному.
Прежде всего, нам не следует забывать, что Бог есть Личность - личность в абсолютном смысле. Какие же атрибуты принадлежат Ему как Личности? Прежде всего, отметим вечность Бога и Его неизменность. Бог не имеет ни начала, ни конца. Он вечен (Пс. 89:2). Но мы должны особое внимание обратить на неизменность Бога. Это качество означает, что Бог абсолютно не подвержен переменам. Он не может изменить Свою сущность. Бог всегда и вовеки Тот же. Апостол Иаков делает исключительно важное утверждение этой истины, когда говорит об Отце светов, «у Которого нет изменения и ни тени перемены» (Иак. 1:17). Хотя мы и утверждаем, что Бог по Своей природе и в Своей сущности всегда и вовеки Тот же, но в отношениях с людьми Он, безусловно, может поступать так или иначе в зависимости от того, изменяются они в лучшую сторону или нет, каются или упорствуют в своих грехах. Другими словами, говоря о неизменности Бога, мы должны быть очень внимательными, чтобы не забыть о том, что Он является Личностью.
Независимость Бога и Его существование в Самом Себе. Говоря об этом атрибуте, мы подразумеваем, что Бог существует в силу необходимости Его собственной сути и не может зависеть в своем существовании, подобно человеку, от чего бы то ни было вне Себя. Это также значит, что Он не только независим в силу Своей внутренней сути, но и то, что Он независим во всех Своих добродетелях и деяниях, а все Его творения существуют благодаря Ему (Иоан.5:26; Дан.4:34; Рим.9:18; Ефес.1:5; Откр.4:11; Пс.83:9; Исаия 40:18; Деян.17:25).
Следующий атрибут Бога - Его вездесущность. Это значит, что Бог присутствует везде. Бог есть дух, поэтому, утверждая, что Он вездесущ, мы не имеем в виду, что Он присутствует повсеместно в материальной форме. Иер. 23:23, 24:
«Разве Я — Бог только вблизи, говорит Господь, а не Бог и вдали? Может ли человек скрыться в тайное место, где Я не видел бы его? говорит Господь. Не наполняю ли Я небо и землю? говорит Господь».
Четвертый атрибут – Его всемогущество. Это значит, что Он всевластен. Он может делать, что угодно. Он может сделать любое дело так же легко, как и любое другое, и может сделать все, что пожелает. Бог неизменен, вездесущ и всемогущ.
Пятый атрибут: Он всеведущ. Бог знает все, и Его знание всегда абсолютно. Он обладает совершенным и полным знанием. Бог знает не только то, что можно познать, но и то, что знать невозможно. Есть множество утверждений на эту тему в Священном Писании, например, Пс. 146:5: «...разум Его неизмерим». Затем в Пр. 15:3 мы читаем: «На всяком месте очи Господни: они видят злых и добрых». Помните ли вы утешительные слова нашего Господа о том, что даже малая птица не упадет на землю без воли Отца Небесного (Матф. 10:29)?
Очень много в Библии мы читаем о премудрости Божьей, а она является составной частью Его совершенного знания. В чем же различие между знанием и мудростью? Мудрость - это способность использовать знания, которыми вы обладаете, применять их, выводить их на практический уровень. Премудрость Божью можно увидеть в трех основных сферах. Во-первых, премудрость Божья проявляется в творении, в замысле и совершенном строении всего сущего, в уникальной гармонии и взаимодействии. Но еще лучше она проявилась в искуплении (1 Кор. 2:7; Рим.11:2; Ефес. 3:10).
Сейчас мы рассмотрим святость. Это седьмой атрибут. По моему мнению, это ярчайшая жемчужина на Его царском венце. Это квинтэссенция Его атрибутов. Бог свят. Ангелы в храме не говорили: «Вечен! Вечен! Вечен!», не пели: «Верен! Верен! Верен!». Когда ангелы взывают к Богу, они говорят: «Свят! Свят! Свят!». Это венец Божьего естества. Он свят.
Святость Бога проявляется прежде всего в том божественном совершенстве, благодаря которому Он абсолютно отличается от всех Своих творений и возвышается над ними в Своей бесконечной величественности. Именно такое понимание святости подчеркивается в Исх.15:11; 1Цар.2:2; Исаия.57:15; Ос.11:9.
Святость Бога можно выразить в отрицательной форме и определить, как полное отделение Бога от греха и Его несовместимость с грехом. Мы не сможем понять Его святость, если не увидим, насколько Бог сильно ненавидит грех. Поэтому святость Бога можно рассматривать исключительно через призму Его ненависти ко греху. Бог даже не прикасается ко греху. Он совершенно удален от него. Грех не может войти в присутствие Божье, тем более оставаться там. Любой, кто пожелает существовать в Его присутствии, должен отвечать Его святым требованиям. Что сделал Бог с согрешившими ангелами? Мгновенно вверг их в бездну и изгнал их от Своего присутствия. Когда человек решает не обращаться к Господу, когда он отвергает Иисуса Христа, какова его окончательная участь? Он будет изгнан туда же, в то самое место, приготовленное для дьявола и его бесов, прочь от присутствия Бога. Почему? Потому что в Его присутствии можно находиться, лишь будучи святым.
В Библии нет более яркого описания святости Бога, чем в шестой главе книги Исаии. Исаия описывает свое видение Господа Бога:
«В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал».
Исаия, увидев Господа, сказал:
«Горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, – и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа».
Он был потрясен до основания. Почему? Потому что он увидел святость Бога. И, видя святость Господа, он был сокрушен собственной греховностью.
В то же время, Божью святость можно описать и в позитивном ключе. Божья святость видна в сотворении, нравственном законе, законе о жертвоприношениях, суде и на кресте. Бог сотворил человека правым и святым (Еккл.7:29). Дав человеку Свой совершенный нравственный закон, Бог явил Себя праведным и святым (Рим.7:12). Божья святость видна не только в сотворении и не только в нравственном законе, но и в законе о жертвоприношении. Когда Бог заповедует приносить в жертву животных, Он показывает нам, что грех приводит к смерти. Всякий раз, когда люди приносили жертву, они видели, насколько смертоносен грех. Жертвоприношения подчеркивали нравственность и святость Бога. Кроме этого, святость проявляется, когда Бог судит грех. Библия показывает, насколько Бог ненавидит грех. Тех, кто безбожно совершает беззаконие и не желает раскаяться в своем упорстве, Бог будет судить (2 Фес.1:7-8; Иуд1:4). Наконец, наивысшим проявлением святости выступает крестная смерть Иисуса Христа. Бог настолько свят, что для того, чтобы удовлетворить требованиям этой святости, Он Сам заплатил абсолютную, наивысшую цену (Евр.9:26). Эта святость требовала платы за грех, даже если Ему пришлось принести в жертву Себя самого. Он свят, свят, свят.
Еще одно качество Бога, которое непосредственно связано с предыдущим – это праведность Бога. Что же такое праведность? Это - святость Бога, проявленная в Его отношении к людям. Или, говоря другими словами, это такое качество Бога, которое показывает, что Бог всегда делает именно то, что необходимо, что Он неспособен совершать неверные поступки. Другое определение: праведность Бога - это Его любовь к святости. Одна из главных доктрин всей Библии заключается в том, что Бог ненавидит грех, и это проявляется в Его гневе. На неверующем в Бога, как сказано в Евангелии от Иоанна, пребывает «гнев Божий» (Иоан. 3:36). По словам апостола Павла, все мы по природе являемся «чадами гнева» (Еф. 2:3). Но праведность и справедливость Бога выражаются не только в Его гневе. Он проявляет эти качества в прощении наших грехов:
«Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Иоан. 1:9).
Приготовив путь прощения, Бог облекает нас в праведность и прощает, если мы избираем этот путь. Бог открыл путь к прощению, став умилостивлением за наши грехи. В Послании к Римлянам написано:
«...Которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощение грехов, соделанных прежде» (Рим. 3:25).
Необходима была именно такая жертва умилостивления, которая могла обеспечить праведность Бога, соединенную с Его любовью, милостью и состраданием.
Мы видим, что Бог всеведущ и свят и совершенно ненавидит грех. И просто поразительно, что зная нас, презирая наш грех, Он возлюбил нас. И здесь нельзя не сказать и о бесподобном атрибуте Бога – Его любви. Любовь Бога часто рассматривается как Его основное качество, в свете которого должны интерпретироваться другие божественные совершенства. Любовь Бога может быть рассмотрена с различных точек зрения, она являет:
Благодать Божию. На языке Писания благодать Бога есть Его непреходящая, неизменная любовь к тем, кто потерял на нее право и достоин презрения. Благодать является источником благословения, посылаемого Богом не заслуживающим этого грешникам (Ефес.1:6-7; 2:7-9; Тит.2:1; 3:4-7).
Милосердие Бога. Другим аспектом любви Бога является милосердие или сочувствие. Милосердие - это любовь Бога по отношению к тем, кто находится в нищете и болезни по не зависящим от них причинам. Милосердие рассматривает человека как творение, несущее на себе последствия греха и поэтому достойное жалости. Оно находится в строгой гармонии с понятием справедливости Бога и всегда учитывает заслуги Иисуса Христа (Лук.1:54, 72, 78; Рим.15:9; 9:16-17; Ефес. 2:4).
Долготерпение Бога. Любовь Бога, выражающаяся в примирительном отношении к непокорности и злу, называется долготерпением или снисходительной терпеливостью (Рим.2:4; 9:32; 1Петр.3:20; 2 Петр. 3:15).
Проповедь по теме «Имена Бога», «Имена Бога Ч.2» (Пастор Яков Тимофеев.)
Учение о Троице – непостижимая, но все же безошибочная доктрина Священного Писания. Джонатан Эдвардс писал: «Я думаю, что учение о Троице – это наивысшая и глубочайшая из всех Божественных тайн» (Неопубликованный трактат о Троице). Несмотря на то, что полнота учения о Троице находится далеко за пределами человеческого понимания, Бог предельно ясно открывает себя на страницах Писания – один Бог вечно сущий в трех Лицах.
Так в Ветхом Завете понятие Троицы раскрывается несколькими способами:
Во-первых, имя Бога – Элохим – это существительное множественного числа, которое может означать многочисленность (Быт. 1:26).
Во-вторых, в отношении Бога применялись местоимения множественного числа. Бог сказал:
«Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Быт. 1:26).
Далее, после грехопадения человека, в Быт. 3:22 о нем сказано:
«...вот, Адам стал как один из Нас...»
В повествовании о Вавилонской башне в Быт. 11:7 читаем:
«Сойдем же, и смешаем там язык их». В Ис. 6:8 сказано: «И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? И кто пойдет для Нас?»
В этих отрывках Бог говорит о Себе во множественном числе. Есть только одно приемлемое объяснение данных мест Библии — в этих стихах речь идет о благословенной Троице.
Но из приведённых выше стихов невозможно определить число Лиц в пределах единственности Божественной Сущности. Можно только заявить, что отмеченные выше места указывают на больше чем одну Личность в Божестве. Различие трёх Лиц показал Исаия. Бог сказал через него:
«Приступите ко Мне, слушайте это: Я и сначала говорил не тайно; с того времени, как это происходит, Я был там; и ныне послал Меня Господь Бог и Дух Его» (48:16).
В этом стихе упоминаются сразу три Личности Троицы: Иисус («Мне, Я, Меня»), Господь Бог и Дух Святой. В предсказании Исаия записал слова обетованного Мессии:
«Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушённых сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам открытие темницы, проповедовать лето Господне благоприятное и день мщения Бога нашего, утешить всех сетующих» (61:1-2).
Христос применил это пророчество к Себе, когда учил в синагоге в Назарете (Лук. 4:16-21).
Новый Завет прояснил предыдущие указания Ветхого Завета на множественность Божественных Личностей в Божестве и подчеркнул понятие трёх ипостасей. Все три Личности действовали и были названы при крещении Иисуса Иоанном Крестителем в реке Иордан (Матф. 3:16-17). В ночь перед распятием на кресте Иисус Христос сказал слова, показавшие различие между тремя Лицами:
«И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (Иоан. 14:16-17).
Позже Он повторил это различие:
«Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлёт Отец во имя Моё, научит вас всему и напомнит вам всё, что Я говорил вам» (14:26; см. также 15:26).
Он указывал на Отца, Святого Духа и Самого Себя вместе, как на отдельные Личности в небесах. Христос отметил три Личности Божества, когда давал Апостолам миссионерское поручение:
«Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Матф. 28:19).
Кроме того, Святая Троица участвует в наделении духовными дарами верующих:
«Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий всё во всех» (1 Кор. 12:4-6).
Здесь упомянут и Святой Дух, и Господь Иисус Христос, и Бог Отец.
Но важно отметить, что доктрина о Троице не говорит о существовании трех Богов. Писание ясно показывает, что есть только один истинный и живой Бог. В Ветхом Завете мы читаем:
«Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть» (Втор. 6:4).
То же самое утверждение делает наш Господь Иисус: «Я и Отец одно». Далее мы видим, что Иаков подчеркивает эту же мысль:
«Ты веруешь, что Бог един...» (Иак. 2:19).
Поэтому мы должны помнить, что мы веруем в существование не трех Богов, а одного.
Кроме того, хотя Бог в Своей высшей сущности един, Он, тем не менее, существует в трех Лицах. Действительная тайна Троицы состоит в том, что эти три лица являются единой сущностью. Это, однако, не значит, что божественная сущность как-то делится между тремя лицами. Наоборот, она целостна и едина в каждом из этих трех лиц и не существует нигде, кроме Них. Правильнее понимать, что Бог – это три Личности одной сущности; Божественная сущность едина и неделима, вечна и действует одновременно в трех Лицах одного Божества – Отца, Сына и Святого Духа. Писание ясно говорит, что эти три Личности – одно, и являются одним единственным Богом (Втор. 6:4). Евангелие от Иоанна 10:30 и 33 объясняет, что Сын и Отец – одно. 1 Кор. 3:16 показывает нам, что Отец и Дух Святой – одно. Рим. 8:9 ясно говорит, что Сын и Святой Дух – одно. А также Иоанна 14:16, 18 и 23 демонстрирует, что Отец, Сын и Дух Святой – одно. Более того, при существующем единстве в Троице, Слово Божье никоим образом не отрицает одновременного существования и индивидуальности каждого из трех Лиц Божества. Другими словами, Библия ясно говорит, что существует только один Бог (а не три), но Он Триедин.
Некоторые люди пытаются отрицать доктрину о Святой Троице, заявляя: «Не существует трех Лиц, есть только одна Личность, только один Бог, но этот единый Бог может открывать Себя различными путями. Он однажды открыл Себя как Отец, затем — как Сын, далее, в другое время, Он открывает Себя как Святой Дух». При описании Троицы в Новом Завете ясно различаются три Личности, которые действуют одновременно. Это не просто формы или проявления одной личности, которая иногда действует как Отец, иногда как Сын, и иногда как Дух. Как было уже упомянуто выше, при крещении Иисуса Христа вся Троица действует одновременно (Матф. 3:16–17). Вспомним также, как Христос обещает послать Утешителя, Которого собирался дать Отец (Иоан. 15:26) - эти действия не имели бы смысла, если бы Отец, Сын и Дух Святой не были отдельными Личностями. В других местах в Новом Завете Святой Дух является Заступником за верующих перед Отцом (Рим. 8:26), как и Сын, который также является нашим Ходатаем (1 Иоан. 2:1). И снова налицо индивидуальность каждой Личности.
Авторы часто называют три Лица Троицы как Первое Лицо (Отец), Второе Лицо (Сын) и Третье Лицо (Святой Дух). Эти обозначения могут производить впечатление, что Отец могущественнее Сына и Духа, а Сын — выше Духа. Согласно Священному Писанию, Они равны между Собой. Когда Сын называется Сыном, это вовсе не значит, что Он каким-либо образом менее могущественен, чем Отец. Тот факт, что Он есть Сын, значит, что Он такой же, как и Отец и равен Ему. Читая Евангелие, мы видим, как Господу Иисусу приписываются атрибуты, которые могут принадлежать только Богу. Наш Господь сказал:
«Ибо как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе» (Иоан. 5:26).
Далее назовем Его святость, неизменность (Евр. 13:8), всемогущество (Матф. 28:18), вездесущность (Матф. 28:20), всезнание (Иоан. 2:25, Иоан. 1:48). Через Него все было сотворено, и все Им стоит. Сын Божий имеет право судить (Иоан. 5:27), и Он будет Судьей. Эти утверждения могут быть истинны только по отношению к Богу. Поэтому мы говорим, что Отец есть Бог и Сын есть Бог. (Более подробно о том, кто такой Христос можно почитать в ответе на вопрос: «В чем уникальность Иисуса Христа»).
Да, но мы также должны сказать, что и Святой Дух есть Бог. Когда Петр обратился к Анании и Сапфире, он сказал: «Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому... Ты солгал не человекам, а Богу» (Д. Ап. 5:3, 4). Здесь Петр говорит, что Святой Дух является Богом. Апостольское благословение гласит:
«Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа со всеми вами» (2 Кор. 13:13).
Павел предупреждал коринфскую общину:
«Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живёт в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог, ибо храм Божий свят; а этот храм — вы» (1 Кор. 3:16-17).
В этих стихах Павел уравнял Бога со Святым Духом. Далее, Святому Духу приписываются атрибуты, присущие только Богу. Нам говорится, что Он вечен, а вечным может быть только Бог. Например, Он назван «вечным Духом» в Евр. 9:14 (по тексту английской Библии короля Иакова). Мы читаем, что Дух Святой вездесущ и пребывает повсюду. В Пс. 138:7 псалмопевец восклицает: «Куда пойду от Духа Твоего и от лица Твоего куда убегу?» Дух всесилен, Его власть не имеет границ, и этот атрибут также принадлежит Богу. Когда архангел посетил Марию и сообщил ей, что она родит «Святое», Сына Божия, он произнес такие слова: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя...» (Лук. 1:35). Далее, Дух Святой всеведущ, Он знает все. В 1 Кор. 2:10 мы читаем: «...Дух все проницает...» и в ст. 11: «...Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия». Или возьмите такие слова нашего Господа об Утешителе: «...Дух Святой... научит вас всему...» (Иоан. 14:26). Следовательно, Он знает все. Для поддержания Своего Существа Он не зависит ни от кого или чего-либо вне Себя. Он существует, и Его существование неизменно (Рим. 8:2).
Т.е. мы видим, что среди трёх Лиц Троицы нет никакого личного превосходства. Они равны во всём: вечные, всемогущие, всезнающие и вездесущие Божественные Личности.
Когда в Писании рассматривается вопрос о том, как Бог относится к миру, как в творении, так и в спасении, о личностях Троицы говорится, что они обладают различными функциями. Это означает, что каждая из трех личностей действует своим, особым образом как в отношении мира, так и в отношении друг друга.
Эти различные функции видны в акте творения. Так Павел пишет, что Бог Отец был источником всего сотворённого (1 Кор. 8:6). Бог Отец произнес слова, которые призвали мир к бытию, но именно Бог Сын, осуществил эти повеления:«Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1:3).
В событии сотворения земли активно участвовал и Святой Дух. Моисей писал: «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» (Быт. 1:2). Синклер Фергюсон сказал об этом следующее: «Интерес представляет то, что деятельность Божественного Духа - это в точности распространение Божьего присутствия в творении таким способом, чтобы упорядочить и исполнить то, что было запланировано в Божьем разуме».
Работа же Святого Духа заключается в сохранении, поддержании творения. В Пс. 103 псалмопевец говорит, что когда Господь скрывает лицо Свое или отнимает силу Духа Своего, то все творение начинает ослабевать и угасать, приходить в упадок и исчезать. Но когда Бог снова посылает Дух Свой, тогда все оживает. Таким образом, Дух Святой поддерживает творение. Однако в Писании мы находим утверждения, что это делает и Сын:
«Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, - все Им и для Него создано» (Кол. 1:16; 1 Кор. 8:6; Евр. 1:2-3).
В труде спасения также проявляются раздельные функции личностей Троицы. Бог Отец планировал спасение и послал Своего Сына в мир (Ин. 3:16; Гал. 4:4; Еф. 1:9,10). Сын повиновался Отцу и совершил наше искупление (Ин. 6:38; Евр. 10:5-7 и др.). Бог Отец не пришел и не умер за наши грехи, не сделал этого и Святой Дух. Это был особый труд Сына. Затем, после того как Сын вознесся на небеса, Святой Дух был послан Отцом и Сыном для того, чтобы Тот применил к нам наше спасение (Ин. 14:26, Ин. 16:7). Особая роль Святого Духа заключается также в том, что именно Он даровал нам новое рождение и новую духовную жизнь (Ин. 3:5-8), а также именно Он участвовал в нашем освящении (Рим. 8:13; 15:16; 1 Пет. 1:2) и Он дал нам силу на служение (Деян. 1:8; 1 Кор. 12:7-11) и т.д. В этих функциональных взаимоотношениях Отец послал Сына, и Сын повиновался воле Отца (Фил. 2:8; Евр. 10:7), а Святой Дух был послан Отцом и Сыном, и Он повинуется повелениям как Отца, так и Сына.
Таким образом, хотя личности Троицы и равны по своим атрибутам, они все же различаются в их отношении к творению. Сын и Святой Дух по божественности равны Богу Отцу, но они подчинены Ему по своей роли.
Проповедь по теме «Служение Святого Духа Ч.1» «Служение Святого Духа Ч.2.» (Пастор Виктор Крутько.)
Этот вопрос, как правило, возникает у любого человека, прочитавшего отрывок, записанный в Евангелии от Матфея 12:31-32:
«Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем».
Этот вопрос, пожалуй, волнует именно верующих людей, потому что любой здравый христианин понимает весь ужас Божьего непрощения, потому что он знает, что конечным следствием любого не прощенного Богом греха является Его вечный гнев и вечное наказание в виде вечного (бесповоротного и необратимого) существования в аду (озере огненном), так же называемом вечная смерть или смерть вторая.
Те, кто пытался найти ответ на этот вопрос знают, что по этому поводу существует много различных мнений и толкований. Однако, при изучении Библии есть одно очень мудрое правило: чтобы не уйти от верного толкования текста, нужно всегда принимать во внимание ближайший контекст исследуемого отрывка. Это всегда помогает отвергнуть все ложные выводы и не удариться в фантастические толкования, не имеющие ничего общего с мыслью автора, написавшего именного этот текст.
Учитывая это, нужно рассмотреть ближайший контекст этого отрывка.
В начале 12 главы Евангелия от Матфея описываются только некоторые поразительные исцеления неизлечимо (по человеческим понятиям) больных людей, которые совершил Иисус: одного человека, имеющего сухую руку (9-13 стихи), и другого человека - бесноватого слепого и немого (22 стих). А в 15 стихе сказано, что Иисус также исцелил множество других людей.
Если мы столкнемся с обычным человеком, который совершает великие чудеса, у нас обязательно возникнет вопрос: откуда у него эти способности, кто дал их ему?
Способность совершать сверхъестественные чудеса у человека может быть только из двух духовных источников: либо от Бога, либо от сатаны.
Сатана может совершать через неверующих в истинного Бога людей чудеса (например, Матф. 24:24 или Исход 7 и 8 главы). Но по-настоящему сатана никогда не исцеляет, т.к. цель его существования ясно описана в Евангелии от Иоанна 8:44:
«... он (т.е. дьявол или сатана) был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи».
Главная цель сатаны - обмануть людей и привлечь их на свою сторону любыми греховными способами. Последствием этого обмана, как для сатаны и его бесов, так и для всех неверующих (не рожденных свыше) людей, является наказание в виде вечного пребывания в аду (озере огненном). Господь Иисус Христос в Евангелии от Матфея 13:49 об этом сказал так:
«Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных, и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов».
А в своем откровении Апостолу Иоанну Господь сказал так:
Откр.14:11 «и дым мучений их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью...». И еще: Откр. 20:15 «И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное»
По-настоящему исцелить может только Бог, потому что Он единственный всемогущий и милосердный (добрый, благой) Творец всего существующего.
Если проанализировать отношение Иисуса к чудесам, которые Он совершал в народе, нетрудно сделать вывод, что исцелял Он не ради собственной популярности и славы и не для того, чтобы разбогатеть (16 стих). Тогда для чего же Он их совершал? Вообще-то, ответ очевиден: чтобы люди получили реальные, объективные доказательства (свидетельства) того, что Он не просто добрый, мудрый человек, но что Он – настоящий Сын Божий и обещанный ранее Богом Мессия. В Ветхом Завете много говорится о том, что должен был прийти Божественный Мессия (по-еврейски) или Христос (по-гречески), который принесет всем людям спасение.
В этом отрывке видны две противоположных реакции современников Иисуса Христа.
23 стих: «И дивился весь народ и говорил: не это ли Христос, сын Давидов?» Матф. 12:23
Т.е. эти люди, видя потрясающие чудеса, которые совершал Иисус, приходили к единственному логически верному выводу: похоже, это тот самый Мессия (Христос), о котором говорили Божьи пророки в Ветхом Завете!
24 стих: «Фарисеи же, услышав [сие], сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как [силою] веельзевула, князя бесовского.» Матф. 12:24
Как ни странно, но религиозно образованные фарисеи, видя то же самое, утверждали народу, что Иисус творит чудеса силою сатанинскою.
В ответ на это утверждение, Иисус лично с 25 по 30 стихи приводит простые, разумные, логичные доводы, опровергающие этот лживый наговор.
Также в Евангелие от Иоанна вся 9 глава посвящена истории исцеления слепорожденного человека. Этот исцелённый человек приходит к такому же выводу, как и народ в Матф. 12:23, что Иисус имеет власть от Бога, но никак от сатаны, и после разговора с Иисусом этот человек принимает и верует в Него как в Сына Божия.
Однако реакция фарисеев тут точно такая же, как и у фарисеев в Матф. 12:24. Но обратите внимание на такую подробность, что реакция фарисеев не слепа и фанатична:
16 стих: «Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы. Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? И была между ними распря.» Иоанна 9:16
В Евангелие от Иоанна в 3 главе есть еще одна примечательная история на эту же тему:
«Между фарисеями был некто, именем Никодим, [один] из начальников Иудейских. Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог.» Иоан. 3:1-2
Искренний человек, по имени Никодим, начальник среди фарисеев, после анализа фактов многих чудес, совершенных Иисусом, приходит к выводу, что Он совершает чудеса силою Бога, но никак не сатаны. Более того, он считает, что Иисус - человек от Бога! А это означает признание Иисуса обещанным Мессией, т.е. Сыном Божьим!
В понимании этого момента и находится ключ к ответу на вопрос: Что такое хула на Святого Духа?
Те фарисеи, которые апеллировали к тому, что Иисус действует силою бесовскою, понимали, что это неправда, но из-за собственной греховности, гордости, зависти, жадности, упрямства и лицемерия, доведших их, по сути, до богохульства, сознательно отвергли божественность Иисуса. Эти люди не оспаривали, что Иисус – просто обычный, мудрый человек, но они оспаривали то, что Он есть истинный Мессия и Сын Божий.
Задача Духа Святого - прославлять Христа, как и сказал о Нем сам Иисус:
«Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам.» Иоан. 16:14.
Таким образом, хула на Духа Святого - это грех отвержения Иисуса Христа, Которого Дух Святой прославил перед нами не только как Сына Человеческого, но и как Сына Божия, т.е. как Бога, пришедшего на нашу землю во плоти (человеческом теле), и, что очень важно, как нашего персонального (личного) Спасителя от страшного Божьего суда над всеми людьми.
Хула на Духа Святого - это не оскорбительные слова против Духа Святого, это сознательный интеллектуальный акт, это волевое действие, выражающееся в упорном отвержение спасительной Божьей благодати, явленной в Иисусе Христе, при ее очевидном действии для человека.
«Верующий в Сына Божия имеет свидетельство в себе самом; не верующий Богу представляет Его лживым, потому что не верует в свидетельство, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем.» 1Иоан.5:10
Когда человек упорно отвергает спасительную Божью благодать, т.е. самого Иисуса Христа, у него не остается никаких шансов на персональное (личное) прощение грехов и спасение от справедливого святого суда Божьего и вечной участи в аду.
«Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем». Матфея 12:31-32
Вот еще несколько библейских текстов на этот счет:
1. Иоан. 3:18 «Верующий в Него (в Иисуса Христа) не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия.»
2. 1Иоан. 4:9 «Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него.»
3. 1Иоан. 5:12 «Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни.»
4. 1Иоан. 5:13 «Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную.»
Задать свой вопрос можно на странице КОНТАКТЫ