В современном мире существует огромное количество христианских деноминаций и различных сообществ, называющих себя истинной церковью. Как найти настоящую? И что вообще значит «Церковь»? Только Библия дает исчерпывающий ответ на эти вопросы.

 

Что такое церковь, кем и для чего она создана?

Русское слово «церковь» происходит от западногерманского kirika. Источником герм. слова является греч. κυρικόν из κυριακόν, означающее «принадлежащий Господу». Эти слова подчеркивают, что церковь является собственностью Бога. Выражение «то куриакон» сначала означало место, где собиралась церковь. Это место считалось принадлежащим Господу и поэтому называлось «то куриакон». Но само место было пустым и не становилось истинным «то куриакон», пока на богослужение не собиралась верующие. Поэтому этим словом вскоре стала называться сама церковь, духовное строение Бога.

Но в Писании чаще всего для обозначения церкви используется греческое слово «экклесия». Греческое слово «экклесия», переведенное на русский язык как «церковь», означает «вызванные». Т.е. люди, составляющие Церковь вызваны из общества для определенной цели или функции, «вызваны вместе». Слово «экклесия» можно перевести также как «собрание». В Писании это слово не всегда обозначает духовное собрание - так, например, массовые беспорядки в городе Ефесе были названы городскими властями «собранием» (экклесией), то есть большим стечением людей (Деян. 19:32, 41). Именно в этом значении слово екклесиа использовал Стефан, говоря о «собрании» Израиля, которое собрал Моисей в пустыне (ср. Исх. 19:17). В Матф. 16:18 слово «экклесиа» используется в Новом Завете первый раз, и здесь Иисус не объясняет это слово. Поэтому Апостолы могли понять его лишь в обычном, самом общем значении. В Кесарии Филипповой Иисус использовал это слово лишь в значении «собрание», «сходка» или «община». И лишь после Дня Пятидесятницы термин экклесиа приобрёл новое, конкретное значение, связанное с появлением особой общности людей, уверовавших во Христа, крещенных Духом Святым в Тело Христово.

Но слово «экклесиа» имеет разные значения. Рассмотрим их.

 

а. Чаще всего слово «экклесиа» означает некоторое количество верующих в определенной местности, поместную церковь, независимо от того, собираются эти верующие для богослужения или нет (Деян. 5:11; 11:26; 1 Кор. 11:18; 14:19, 28, 35Рим. 16:4; 1 Кор. 16:1; Гал. 1:2; 1 Фес. 2:14 и т.д.).

 

б. В некоторых случаях слово «экклесиа» обозначает домашнюю церковь, собирающуюся в доме отдельных людей. Судя по всему, в апостольские времена богатые, респектабельные люди часто отводили большое помещение в своем доме для богослужений. Например, в 16-й главе Послания Римлянам Павел, посылая свои приветствия Акиле и Прискилле, упоминает о «домашней их церкви» (ст. 4). Несколько христиан собиралось в доме Акилы и Прискиллы, и апостол Павел не колеблясь назвал это местное собрание церковью.

 

в. В своих посланиях Павел обращается, например, к «церкви Божией, находящейся в Коринфе», к «церквам Галатийским» (Гал. 1:2), а не к «Церкви Галатии». Он не имеет в виду единицу, разделенную на местные филиалы. Он говорит о ряде церквей, находящихся в Галатии.  В Деян. 9:31 это же слово употребляется в единственном числе для обозначения группы церквей: церквей Иудеи, Галилеи и Самарии. Конечно же, это не значит, что они составляли организацию, которую мы сегодня называем деноминацией. Вполне возможно, что церковь в Иерусалиме и церковь в сирийской Антиохии также состояли из нескольких групп, собиравшихся в разных местах.

 

г. В более общем смысле слово «экклесиа» обозначает всех людей по всему миру, которые публично исповедуют Христа и организованы для поклонения под руководством назначенных руководителей.  Заслуживает рассмотрения отрывок, записанный в 1 Кор. 12:28. Мы читаем: «И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками...». Павел говорит, что Бог поставил их «в Церкви», а не «в церквах». Под словом «Церковь» Павел явно имеет в виду не только тех христиан, которые находятся на земле, но и тех, которые пребывают на небесах. Судя по всему, Павел вкладывал в это слово такой же смысл, когда писал Послание к Ефесянам, хотя в этом письме он в большей мере говорит о том, что церковь является духовным организмом (см. особенно Еф. 4:11-16).

 

Далее мы рассмотрим различные сравнения или иллюстрации, при помощи которых раскрывается суть доктрины о Церкви.

 

Прежде всего рассмотрим три образа церкви, которые восходят корнями к Ветхому Завету.  Это Невеста, Виноградник и Паства. В ветхом завете они описывают Израиль. Все три метафоры используются в Новом Завете по отношению к церкви.

В Ветхом Завете пророк Осия пишет, что когда Израиль был юн, Господь любил его и обещал: «обручу тебя Мне навек». Бог заключил с Израилем брачный завет. Духовно Израиль стал невестой Божьей, Его народом.

Вторая метафора, при помощи которой в Ветхом Завете описывается Израиль - это виноградник, или виноградная лоза (Пс.79:9,10), (Ис. 5:2).

Наконец, Бог называет Израиль стадом, а Себя – Пастырем (Пс.79:2, Ис. 40:11, 43). Бог заботится об Израиле, как пастырь заботится об овцах своего стада. Итак, мы видим три образа, с помощью которых Бог показывал Свои отношения с Израилем в Ветхом Завете.

 

Все описанные образы показывают, как относился Бог к Израилю, как Он обращался со Своим народом. Обратите внимание, здесь подчеркивается, что Бог имел непосредственное общение со Своим народом. Итак, в Ветхом Завете Бог обручил Израиля Себе в невесту. Он насадил Израиль в добрую почву, как виноградник. Он пас Израиль, как пастырь пасет свое стадо.

Если же обратиться к текстам Нового Завета, становится видно, что Иисус те же метафоры применяет в отношении церкви. Иисус применяет ветхозаветную метафору о браке к нам, называя Себя Женихом, а нас - Невестой. Павел развивает эту метафору, описывая жертвенную любовь Христа к Своей Церкви. Также апостол говорит о руководстве Христа над церковью и о конечной цели Христа в отношениях с церковью. Христос взял церковь Себе в жену, «чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» (Еф.5:27). Как нам узнать, что мы будем связаны брачными узами с Иисусом Христом? Он подарил нам “обручальное кольцо”, которое есть не что иное, как сам Святой Дух 2 Коринфянам 5:5 Павел говорит, что «На сие самое и создал нас Бог и дал нам залог (по-гречески arrahbon) Духа». Это греческое слово arrahbon буквально означает «обручальное кольцо». Поэтому для Христа мы – как невеста для жениха. Более того, в заключительной части книги Откровения говорится, что со Христом во славе Его мы будем вечерять на брачном пире.

 

Иисус также употребляет и сравнение с виноградником. В Иоанна 15 главе Иисус говорит: «Я есмь истинная виноградная лоза…а вы ветви». Та же самая метафора. Церковь – это ветви, которые во всем зависят от лозы. Мы должны пребывать на Нем и ожидать, что виноградарь будет очищать нас. Мы – ветви. Он – Лоза.

Итак, Иисус сравнивает церковь с виноградником. Но и это еще не все. Иисус использует метафору, в которой Он выступает Пастырем, а мы – Его овцы, не так ли? «Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною» (Иоан.10:27). Сам же Иисус – добрый Пастырь, который полагает жизнь Свою за овец. Эта метафора звучит на протяжении всего Нового Завета.

 

Итак, у нас есть три ключевые ветхозаветные метафоры, которые Иисус применяет к церкви. Они несут на себе основную нагрузку. Но в дополнение к этим трем есть еще четыре, которые хотя и просматриваются в Ветхом Завете, в основном применяются по отношению к церкви в Новом Завете, причем звучат они из уст самого Иисуса.

 

Вот они.

 

Во-первых, Божий народ называется Царством.  Под Царством Божьим мы понимаем  правление и господство Бога - и сейчас оно присутствует там, где Иисус Христос признается Господом. Т.е. мы уже сейчас в буквальном смысле пребываем в духовном царстве в том смысле, что Господь царствует над нами.  Вот почему наш Господь говорил, что благодаря Его служению «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лук. 17:21), а также: «Если же Я перстом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло вас Царствие Божие» (Лук. 11:20).  Но следует отметить, что царство Божие придет еще в большей полноте, когда все люди без исключения будут вынуждены признать Его господство. Поэтому мы можем сказать, что Царство пришло, что оно среди нас и что оно еще грядет. Т.е. без сомнения, Церковь — это проявление Царства, но она не тождественна ему. Царство Божье - это более широкое понятие. Христос правит и вне Церкви. Он правит даже там, где Его не признают потому, что все находится в Его руках, включая саму историю.

 

В Новом Завете есть еще и вторая метафора, которая описывает нас. Новый Завет называет нас семьей, домом. Римлянам 8 глава называет нас «сонаследниками». А 2-я глава послания к Евреям называет нас братьями. Бог родил нас и принял в Свою семью. Он усыновил нас. Он послал в наши сердца «Святого Духа, вопиющего: «Авва, Отче!» (Гал. 4:6). Слово «Авва» означает «папа», это слово характеризует самые близкие нежные отношения. Нам не нужно заботиться о завтрашнем дне, потому что наш Отец знает, в чем мы имеем нужду еще до того, как мы попросим у Него. Вместо этого мы должны прежде всего искать Царства Божия - и все остальное приложится нам.

 

В-третьих, мы представляем собой не только Царство и семью, но и здание. Церковь – это нерукотворное здание. Кто же наше основание? Павел говорит: «Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» (1Кор. 3:11). Мы стоим на этом основании. Апостолы первыми ступили на этот твердый фундамент, а за ними последовали и мы. Мы – Божье здание.

 

Наконец, мы – Тело Христово. Это четвертая метафора. У этого образа нет никаких ветхозаветных аналогов.  

Можно сказать: «А что в этом особого?» А то, что это говорит о нашем уникальном положении во Христе. Мы – Тело Христово. В этом наша уникальность. Здание (в прямом значении этого слова) вообще имеет к церкви очень опосредованное отношение. Нам нужны здания, просто потому, что где-то нужно собираться, чтобы слышать Слово Божье. Но церковь – это не физическое здание, а духовное. Место, где мы собрались - это не церковь. Церковь – это  мы.

 

Телу свойственны две характеристики: во-первых, это единство; во-вторых, разнообразие.

 

Давайте рассмотрим первый пункт: единство. Первая и, пожалуй, первостепенная характеристика тела – единство. 1 Коринфянам 12:12. «Ибо, как тело одно…, – здесь Павел говорит о физическом теле, – но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, – так и Христос». Итак, Павел берет образ физического тела и говорит, что мы обязательно должны рассматривать физическое тело как единое целое. Тело не может быть разъединенным. Поэтому Павел и говорит: «Тело одно, но имеет много действующих органов».  В Ефесянам 5:23 Павел говорит: «Христос глава Церкви». В Колоссянам 1:18 он пишет: «И Он [т.е. Христос] есть глава тела Церкви». Мы едины, а Христос – Глава Тела, и именно от Него исходят все указания и повеления. Он способствует всякой мозговой активности, от Него вся сила и энергия. И Он же обеспечивает всю систему функционирования. Теперь обратим внимание на 13-й стих: «Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом». Дух возрождает нас, помещает нас в Тело Христово и вселяется в нас. Таким образом, наше единство основано не только на том, что мы все верим во Христа, но и на том, что всех нас коснулось действие Святого Духа. И нет другого способа войти в Тело Христово, кроме как через крещение в Тело через Духа. И нет другого способа быть крещенным в Тело через Духа, кроме искупления Иисусом Христом. Мы становимся частью одного Тела, потому что приходим одним путем, к одному Спасителю, через одного Духа, обретаем одно спасение. Именно с этого начинается наше единство. Мы в Теле Христовом посредством крови Иисуса Христа через Духа Божьего. Кроме того, хочу вам сказать: нет такого понятия, как верующий, который сам по себе. Мы все в Теле. И вы, и я, и все другие верующие – часть единого Тела. И нет среди христиан деления на высший или низший класс. Чтобы сделать нас единым, Христос устранил все барьеры. Он разрушил расовые, национальные, классовые барьеры, барьеры между мужчинами и женщинами. В Послании к Римлянам, 10-й главе апостол Павел повторяет нам ту же истину в 12-м и 13-м стихах:«Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его. Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется». Поэтому все христиане, иудеи или эллины, мужчины или женщины, неотесанные варвары или образованные греки, кем бы мы ни были, мы все – сограждане одного царстваЗамечательная иллюстрация 1 Коринфянам 1:12: «Я разумею то, что у вас говорят: “я Павлов”; “я Аполлосов”; “я Кифин”; “а я Христов». Но апостол отвечает им: «Разве разделился Христос?» Он недоумевает, зачем допускать такое безумие. Зачем разделять Тело? Ведь никто из нас не должен следовать за теми или иными людьми. Павел подчеркивает, что все, что только можно себе представить: будущее, смерть, жизнь – буквально все принадлежит вам, вы – одно. Вы едины со Христом, а Христос – с Богом. 

 

Итак, Павел подчеркивает наше единство. Церковь – это люди. Это народ, собрание искупленных людей, собранных воедино, благодаря тому факту, что один Дух свел их всех в одно Тело и поселился в каждом из них

 

Но говоря о единстве, важно отметить, что это единство должно основываться на доктрине, быть доктринальным единством. В Деяния 2:42 говорится, что сразу же после дня Пятидесятницы уверовавшие «постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах». Нам не говорится, что первые верующие постоянно пребывали в общении с апостолами и в учении. Нет,«они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах». Другими словами, единство учения, а также общая вера, общая истина, общее понимание должны служить основой для общения. В Деяния 2:42 сначала говорится об учении Апостолов, а затем уже об общении, но сегодня кое-кто пытается поставить общение на первое место. Но мы не можем иметь общения без единства в учении.

Во Втором послании Иоанна имеется еще более категоричное выражение: «Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его; ибо приветствующий его участвует в злых делах его» (2 Иоан. 10, 11). Это говорит Иоанн, апостол любви. Перечитав Первое послание Иоанна, вы увидите, что апостол очень озабочен этим вопросом. Антихристы и их последователи, как говорит он, «вышли от нас». Они были среди нас, но вышли от нас. Без сомнения, они не были нашими (1 Иоан. 2:19). И все это произошло из-за разного понимания доктрин. 

Итак, говоря о единстве церкви, мы должны всегда на первое место ставить духовный и доктринальный характер этого единства. 

 

Второе, что нужно сказать касательно Тела. Вернемся к 1 Коринфянам,12-й главе. Если первым аспектом Тела является единство, то вторым – разнообразие.

Мы едины, но нас много. Прочтем 1 Коринфянам 12:14: «Тело же не из одного члена, но из многих». Итак, наша основа – в единстве, но наша деятельность в разнообразии, не правда ли? Действительно, Тело одно, но в нем есть руки и ноги, пальцы, уши, глаза и многие другие органы, и у каждого своя уникальная функция. Все они имеют свои особенности, но каждый действует в единстве со всем телом.  В Римлянам 12:6 говорится: «И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования… по мере веры». Иными словами, если Бог наделяет вас духовным даром, Он дарует вам и определенное количество веры, чтобы проявлять этот дар на практике. Бог приводит веру в соответствие с наделяемым даром, чтобы у вас было достаточное количество и того, и другого, чтобы каждый духовный дар сопровождало соответствующее количество веры. Обратите внимание, какими дарами Господь наделил вас: «Дары различны, но Дух один и тот же». Нет ни одного человека, способного на все сразу. Итак, для того, чтобы тело полноценно функционировало, для того, чтобы мы все служили друг другу, мы можем и должны действовать вместе, а Святой Дух равномерно разделил и распределил все духовные дары в чудном равновесии. Проще говоря, если вы не служите своим даром, то обкрадываете кого-то другого. Текст из Послания Ефесянам говорит, что само разнообразие даров способствует единству. Вы знаете об этом? Послушайте, что говорится в Ефесянам 4:11-13: «И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, – обратите внимание на эти слова, – доколе все придем в единство веры». Т.е., разнообразие даров способствует единству.

 

Таким образом под словом «церковь» в Писании подразумевается поместное собрание святых, признающих господство Христа. Но кроме того, все члены поместных церквей, рожденные свыше, являются также членами невидимой, духовной Церкви — истинного Тела Христова.

 

Время зарождения Церкви

Интересный вопрос, касающийся природы церкви, связан с установлением времени её зарождения. Хотя фактически церковь зародилась в дни Пятидесятницы, но впервые о ней упоминает Иисус Христос в Матф. 16:18-20 «И Я говорю тебе: ты Пётр, и на этом камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах». 

В этом отрывке Иисус говорит об основании Церкви, её незыблемости, её принадлежности к Нему, её истинности и целостности, её непобедимости, её власти и духовности.

 

Во-первых, Иисус объяснил, каким будет основание Церкви: «Ты Пётр, и на этом камне Я создам Церковь Мою».  Христос построил Свою Церковь не на самих Апостолах и не на личности Петра, а на Апостолах как учителях Евангелия, которых Он уникальным образом назначил, одарил и вдохновил. Главная истина остаётся той же: основанием Церкви является откровение Божье, данное через Его Апостолов, а краеугольным камнем этого основания является сам Господь (Иоан. 5:39, 1 Кор. 3:11).

 

Во-вторых, Иисус указал на незыблемость Церкви, объявив: «Я создам Церковь Мою». Если Иисус сказал: «Я создам Церковь Мою», значит, она будет создана. Это божественное обещание божественного Спасителя. Поэтому, какими бы тяжёлыми и безнадёжными ни были с человеческой точки зрения внешние обстоятельства, Божий народ является частью дела, которое не может не состояться. Многие Божьи благословения зависят от послушания и доверия Его народа. Но самые искренние и старательные усилия, направленные на выполнение этих заповедей и норм, тщетны без божественного участия и руководства Христа. Он желает и использует верный труд тех, кто принадлежит Ему; но только Он строит Свою Церковь – Церковь, которую Он любит и за которую Он «предал Себя… чтобы освятить её, очистив баней водной посредством слова; чтобы представить её Себе славной Церковью, не имеющей пятна, или порока, или чего-либо подобного, но чтобы она была свята и непорочна» (Ефес. 5:25-27). 

 

В-третьих, Иисус говорил о непобедимости Церкви, которую «врата ада не одолеют». Выражение «врата ада» часто толкуют как олицетворение злых сил сатаны, осуществляющих нападки на Церковь Иисуса Христа. Но врата не являются орудием войны. Их цель – не захватить, а защитить находящихся за ними от завоевания или, если речь идёт о тюрьме, не дать убежать. Слово «Ад» соответствует древнееврейскому слову шеол и означает здесь «обиталище мёртвых», а не вечную геенну. Если правильно понимать термины «врата» и «ад», то становится ясно, что Иисус говорил о том, что смерть не имеет власти над Божьим искупленным народом. Он больше не является её пленником. Врата смерти не настолько сильны, чтобы одолеть («катисхуо» - господствовать) и держать в заключении Церковь, чей Господь ради неё победил грех и смерть (Рим. 8:2; ср. Деян. 2:24). Так как «смерть уже не имеет над Ним власти» (Рим. 6:9), она больше не имеет власти и над теми, кто принадлежит Ему. «Я живу, – сказал Иисус, – и вы будете жить» (Иоан. 14:19). Сатана сейчас имеет в себе силу смерти, и он постоянно использует эту силу, тщетно пытаясь уничтожить Церковь Христа. Но окончательная победа Христа над силой смерти сатаны настолько несомненна, что автор Послания к Евреям использует (в оригинале) причастие, переведённое на русский язык как «имеющего», в прошедшем времени: «А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, чтобы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола» (Евр. 2:14; ср. Откр. 1:18).

 

В-четвертых, Иисус говорил о власти Церкви: «И дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах».

Что означает выражение «ключи Царства Небесного»? Во всех прочих местах Нового Завета слово «ключ» всегда подразумевает власть открыть дверь и дать доступ в какое-либо место или в сферу чего-либо. Иисус говорит: «Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали.» (Лук. 11:52). Кроме того, Иисус говорит: «Имею ключи ада и смерти» (Отк. 1:18), подразумевая, что Он имеет власть давать возможность входить и выходить из этих сфер. Итак, «ключи Царства Небесного» - это, как минимум, власть проповедовать Евангелие Христа и таким образом открывать дверь Царства Небесного и позволять людям войти в него. Впервые Петр использовал эту власть, проповедуя Евангелие в день Пятидесятницы (Деян. 2:14-42). Но другим апостолам также дана была такая власть в первичном значении (они записали Евангелие в форме Нового Завета). А все верующие имеют такой «ключ» во вторичном значении, поскольку они могут нести Евангелие другим людям и таким образом открывать Царство Небесное тем, кто в него входит. Христос говорил Петру и Двенадцати, а также всем остальным верующим, что они имеют удивительную власть провозглашать, что запрещено или разрешено на земле! Христиане имеют такую власть, потому что у них есть истина Божьего авторитетного Слова, согласно с которым они могут судить. Христиане могут с авторитетом заявлять, что приемлемо для Бога, а что запрещено Им, потому что у них есть Его Слово, т.е. на основании Божьего Слова они признают и провозглашают, что правильно или неправильно, что подлежит прощению, а что - нет.

Задать свой вопрос можно на странице КОНТАКТЫ