Библия – уникальная книга. Это не только книга о Боге, но и универсальный учебник по практической жизни для каждого христианина. Только в этой книге вы найдете правильный выход из любой жизненной ситуации.

 

Как христианину относиться к политической власти?

Несмотря на то, что тема политики имеет мало общего как с религией в целом, так и с христианством в частности, Библия уделяет этому вопросу немало внимания. Священное Писание не только дает подробную инструкцию в отношении к политике и властям, но и приводит множество практических примеров. Так же стоит учесть еще один немаловажный факт – во времена написания всех книг Библии политическое устройство общества кардинально отличалось от современного. Как правило, у власти находились жесткие и деспотичные правители-язычники, законы были далеко не самыми справедливыми, а понятия «равноправие» и «гуманизм» вовсе отсутствовали.

Наиболее подробно вопрос отношения к власти описан в двух местах Нового завета:

  • Послание к Римлянам 13:1-7

«Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести. Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые. Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь.»

  • 1-е послание Петра 2:13-19

«Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро, ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей, как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии. Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите. Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым. Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо.»

Как видно из текста, библейское учение о политике совершенно недвусмысленно говорит о подчинении властям. Однако, для полного и ясного понимания данного вопроса, а также для исключения возможных кривотолков, стоит рассмотреть эти цитаты тезисно, с дополнениями в контексте других мест из Священного Писания.

- «Всякая душа да будет покорна»

Всякая душа, дословно это каждый живой человек, в Библии нет исключений. Не зависимо ни от происхождения, ни от текущего статуса в обществе или в церкви, абсолютно все люди обязаны подчиняться вышестоящему начальству.

- «Нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены… начальник есть Божий слуга… Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым. Ибо то угодно Богу»

Не важно, хорошая власть или плохая, добрая или суровая, прохристианская или атеистическая, честная или коррумпированная – вся власть поставлена Богом. Более того Бог их называет своими слугами. В Ветхом завете есть даже пример, когда конкретный языческий(!) царь, Навуходоносор, который воевал с избранным Божиим народом и фактически уничтожил Иудейское государство, назван рабом Божьим (книга пророка Иеремии 43:10). Другого языческого царя, Кира, еще задолго до рождения Бог называет «пастырь Мой» и «помазанник Мой» (книга пророка Исаии 40:28 и 41:1). Власть Понтия Пилата, прокуратора Иудеи, который, зная о невиновности Иисуса Христа, но из страха потерять свою должность приговорил Его к смерти, самим же Христом признана как данная Богом (Евангелие от Иоанна 19:11). Поэтому никто не может оправдать свое неповиновение претензией к происхождению или качеству самой власти, даже если придется от этой власти «перенести скорби, страдая несправедливо».

- «надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести»

Апостол Павел в своем послании делает важное дополнение о качестве повиновения – оно не должно быть только внешним, поверхностным или вовсе чисто формальным. Это должно быть искренне, со всем старанием и по совести, как для Бога.

«Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк…».

Как видим, оплата налогов так же является частью этого добросовестного повиновения. Причем, когда у Иисуса Христа спросили, стоит ли платить налоги оккупационной римской власти, Он ответил совершенно не двусмысленно «отдавайте кесарево кесарю» (Евангелие от Матфея 22:21).

- «Итак отдавайте всякому должное… кому страх, страх; кому честь, честь… Всех почитайте… царя чтите.»

Последнее качество повиновения власти, которым должен обладать каждый христианин – уважение и почтение к начальствующим, даже в ситуациях, когда власть имущие поступают крайне несправедливо. Пожалуй, лучший пример такого поведения в Библии – это отношение Давида к царю Саулу: несмотря на то, что царь считал Давида своим злейшим врагом и постоянно искал случая убить его, Давид ни разу не проявил неуважения к царю и даже когда появился удачный случай избавиться от Саула, он не посмел поднять руку на «Божьего помазанника» (1-ая книга Царств 26 глава).

- «Посему противящийся власти противится Божию установлению.»

Как видим, требование подчиняться человеческой власти – не просто рекомендация или просьба, это Божье установление, приказ. Христианин, не выполняющий данную заповедь грешит против Бога и становится противником Ему. Однако тут есть одно очень важное исключение, которое мы сейчас подробно рассмотрим.

- «Судите, справедливо ли пред Богом - слушать вас более, нежели Бога? Мы не можем не говорить того, что видели и слышали (книга Деяний Апостолов 4:19-20).

Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам (книга Деяний Апостолов 5:28-29)»

Подчиняясь человеческой власти со всем усердием и почтением, мы, однако должны помнить важность строгой иерархии власти. Да, вся власть поставлена Богом, но, далеко не вся подчиняется Ему и зачастую может требовать от нас неповиновения Высшей Божией Власти. Именно в таких ситуациях, когда приказы человеческого начальства требуют нарушения Божиих заповедей, подчиняться нельзя, даже под страхом сурового наказания или смерти! Приведем примеры из Библии. В книге Деяний Апостолов в 4 и 5 главах власть имущие запрещали апостолам рассказывать о Иисусе Христе, распространять Евангелие, апостолы категорически отказались, за что были сурово наказаны. Книга пророка Даниила в 3 главе рассказывает о Седрахе, Мисахе и Авденаго, трех юношах, которые отказались поклоняться золотому истукану (идолу) по требованию Вавилонского царя Навуходоносора за что и были приговорены к смерти (правда, Бог чудесным образом сохранил им жизнь, но это другая история). Через некоторое время уже сам Даниил попал в схожую ситуацию, когда Персидский царь Дарий запретил в течение 30 дней молится кому-либо, кроме него самого. Даниил не подчинился и продолжал ежедневно молиться Богу, за что был брошен в ров со Львами (книга пророка Даниила 6 глава). В последней истории есть любопытный нюанс. Даниил провел во рве со львами целую ночь, Божьим провидением остался жив. После этого происшествия он не только не посмел высказать упрек в адрес царя, но и продолжил служить ему со всем почтением до конца своей жизни. Это хороший пример для нас, христиан.

В заключении стоит добавить, что Библейское учение не запрещает активное участие христианина в политической жизни страны, в которой он живет, но только в рамках закона. Так же всегда анализируйте мотивы такого участия, для чего вы это делаете? Никто из библейских героев никогда не стремился к смене власти. Даже, Иисус Христос и апостолы, живя во времена римской оккупации, деспотии и жуткой социальной несправедливости, никогда и никого не призывали к попыткам изменить существующий социально-политический строй. Главная цель жизни каждого христианина – нести добрую весть о спасении в Иисусе Христе.

«Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1-е послание Тимофею Апостола Павла 2:1-4).

Более подробно, проповедь по этой теме тут. (Пастор Бруцкий-Стемпковский О.П.).

Задать свой вопрос можно на странице КОНТАКТЫ